CAF: Common Assessment Framework

Модель общей схемы оценки качества системы управления для организаций публичного сектора

Европейская модель Common Assessment Framework (CAF) объединяет различные подходы к оценке, анализу и улучшению деятельности организаций публичного сектора на основе вовлеченности персонала (через механизмы самооценки), измерения удовлетворенности различных групп заинтересованных сторон (в первую очередь, граждан/потребителей), изучения и обмена лучшими практиками между пользователями модели, интеграции процессного подхода в деятельность организации. Модель CAF во многих европейских странах стала методологическим каркасом для разработки комплексной системы повышения эффективности и качества в организациях публичного сектора, включая местные администрации, сферы школьного и профессионального образования, социального обеспечения, полиции, органы государственной власти различных уровней, включая институты Европейского Союза. С 2000 года более 2000 европейских организаций являются зарегистрированными пользователями CAF, и еще тысячи применяют модель для совершенствования своей деятельности, не пополняя официальную статистику.

Разработка модели CAF ведется в Европейском институте государственного управления EIPA, Маастрихт, Нидерланды под эгидой Европейской комиссии. Модель применяется во всех странах ЕС, где при национальных министерствах, отвечающих за реформы государственного управления, созданы национальные представительства. Развертывание CAF в каждой стране происходит по собственному сценарию, так как идеология CAF предполагает добровольное участие организаций, но сама модель, критерии, методология и платформа обмена лучшими практиками, как и общая стратегия развития CAF в Европе формируется EIPA.

В разные годы партнерскими организациями EIPA в нашей стране были Всероссийская организация качества и Казанский (Приволжский) федеральный университет.

Национальным корреспондентом CAF в России с 2008 года является Дмитрий Маслов. Он же является и автором русскоязычной версии модели CAF версии 2006 и 2013 гг.

Модель CAF представляет собой адаптированную версию модели совершенства EFQM. Девять критериев модели CAF соответствуют основным направлениям, которые принимаются во внимании при анализе любой организации. Критерии с первого по пятый имеют отношение к управленческой практике — это так называемые возможности. Они характеризуют подходы, используемые организацией, для достижения желаемых результатов. Критерии с шестого по девятый — это результаты, достигнутые в отношении граждан / потребителей, персонала, социальной ответственности и ключевых показателей. Измеряются они через прямые показатели восприятия и оценку степени удовлетворенности, а также посредством внутренних  показателей результативности каждой области оценки.

CAF2013 [Converted]

Критерии модели разбиваются на подкритерии, используя которые можно провести комплексный анализ практически любой организации. Все 28 подкритериев проиллюстрированы примерами, которые объясняют содержание и очерчивают области оценки для каждого подкритерия. Эти примеры основаны на лучшей европейской практике. Не все примеры свойственны конкретной рассматриваемой организации, но многие из них могут быть применены при проведении самооценки — основы методологии CAF.

CAF criteria

Последовательная внутренняя оценка возможностей и результатов в управленческой практике формирует непрерывный цикл улучшений на основе получения новых знаний, что является отправной точкой на пути к организационному совершенству.

Process

Подробнее критерии и методология самооценки приведены в брошюре CAF



Наши проекты

IQUAL — международная инициатива Регионального центра по реформе государственного управления Программы развития ООН (RCPAR/UNDP): Improving quality of public management through application of the CAF model (Улучшение качества менеджмента в сфере государственного управления через применение модели CAF). Инициатор и координатор проекта Дмитрий Маслов. Сроки реализации проекта  2009-2010 гг. Партнеры проекта: Европейский институт государственного управления (EIPA, Маастрихт, Нидерланды), Администрация Президента Кыргызстана и Антикоррупционный деловой совет Кыргызстана, Агентство по делам государственной службы Казахстана, Министерство благосостояния Латвии, Министерство административного управления Словении, Правительство Ивановской области. Подробнее о проекте IQUAL >>>


Наши разработки

ЭПУС «Эффективная публичная служба» — система оценки эффективности деятельности аппаратов органов государственной власти и местного самоуправления представляет собой адаптированную версию модели CAF для России. Подробнее о модели ЭПУС >>>


Наши исследования

Модель CAF в сфере государственного управления Венгрии

Менеджмент качества в институтах Европейского Союза


Эксперты

Патрик Стаес, руководитель ресурсного центра CAF Европейского института государственного управления, EIPA, Бельгия-Нидерланды

Ник Тийес, лектор Ресурсного центра CAF, секретарь Фламандской ассоциации государственного управления, Европейский институт государственного управления, EIPA, Бельгия-Нидерланды

Франк Виртич, практик CAF, инспектор полицейского управления округа Марибор, председатель Общества охраны и безопасности Словении

Эвен Фоссум Свендсен, практик CAF, соавтор модели CAF для сферы образования, член правления Норвежского общества качества и риск-менеджмента NSQR/NFKR

Лилия Нургатина, заместитель директора Института управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета

Юлия Вылгина, валидатор EFQM, ученый секретарь Ивановского государственного энергетического университета


Наши публикации

Статьи в научных журналах, содержащихся в перечне ВАК

  • От качества власти к качеству жизни: инициативы государства и «точки роста» / Д.В. Маслов // Стандарты и качество. 2007. №5. — С. 76-80.
  • Модель CAF для улучшения качества публичного менеджмента / Д.В. Маслов // Государственная служба. 2009. №6. — С. 67-69.
  • Менеджмент качества в полиции Словении / Ф. Виртик, Д.В. Маслов // Стандарты и качество. 2011. №2. — С. 72-75.
  • Качество и власть: 10 лет противоречий. Часть 1 / Д.В. Маслов // Стандарты и качество. 2013. №10. — С. 68-71.
  • Качество и власть: 10 лет противоречий. Часть 2 / Д.В. Маслов // Стандарты и качество. 2013. №11. — С. 68-71.
  • Модель CAF в сфере государственного управления в Европе / Л.А. Нургатина, П. Стаес, Н. Тийес, Д.В. Маслов // Стандарты и качество. 2014. №03. — С. 72-75.
  • Фоссум Свендсен Э. Управление качеством в школьном образовании Норвегии / Э. Фоссум Свендсен, Д.В. Маслов // Стандарты и качество. 2014. №10. — С. 88-92.
  • Тийес Н. Качество государственного управления: европейский опыт вовлечения персонала в принятие решений / Н. Тийес, Д.В. Маслов // Менеджмент и бизнес-администрирование.  2014. №4. — С. 55-67.
  • Маслов Д.В. Развитие местного самоуправления через самооценку: модель CAF и индекс качества системы управления / Д.В. Маслов, Л.А. Нургатина // Стандарты и качество. 2015. №07. — С. 66-69.
  • Maslov D. Measuring Quality of Management System through Application of the Common Assessment Framework (CAF model) / D. Maslov // Journal of international scientific researches. 2015 Vol. 7, No. 1-2 (22-23) — P. 12-18.

Публикации за рубежом

  • Introducing Quality in Russian Public Administrations: Transfer of European Good Practice through Poland / D. Maslov // Institute of Public Affairs, Warsaw (Польша). 2007. — 17 p.
  • Улучшение качества менеджмента в сфере государственного управления через применение модели CAF/ Д.В. Маслов // International Magazine of Management (Узбекистан). 2009. №4. — С. 46-49.
  • Модель CAF для улучшения качества публичного менеджмента / Д.В. Маслов // Das Management (Украина). 2010. №3. — С. 76-78.
  • Improving quality of public management through application of the CAF model (IQUAL). Final Report. – Regional Centre for Public Administration Reform of UNDP Bratislava Regional Centre, July 2010. — 10 p.
  • From CAF to EPUS: A New Quality Approach for Russian Public Administration // NISPAcee Journal of Public Administration and Policy. 2010. vol. 3. P. 57-76.
  • Common Assessment Framework Good Practice Book / Adv. Dmitry Maslov. Regional Centre for Public Administration Reform of UNDP Bratislava Regional Centre, June 2011. — 62p.
  • From CAF to EPUS: Effective Public Service Model for Russia // in Common Assessment Framework Good Practice Book / Adv. Dmitry Maslov. Regional Centre for Public Administration Reform of UNDP Bratislava Regional Centre, June 2011. P. 49-56.
  • Good practice cases of implementing the common assessment framework (CAF model) in the framework of public administration reforms in Russia / D. Maslov, O. Beglova, A. Gorbenko // The 20th NISPAcee Annual Conference «Public Administration East and West: Twenty Years of Development», May 23-26, 2012, Ohrid, FYR Macedonia.
  • Raising Effectiveness and Quality in Public Administration through Application of the European Common Assessment Framework (CAF model): Tatarstan Case / D. Maslov, L. Nurgatina // The 22nd Conference «From Pre-Weberianism to Neo-Weberianism?», May 22-24, 2014, Budapest, Hungary.

Статьи в научно-практических журналах и сборниках

  • Методы и модели менеджмента качества в сфере государственного и муниципального управления в Российской федерации / Д.В. Маслов // Реформы и право. Государственное управление и публичная администрация. 2008. №3. — С. 22-37.
  • Модель CAF и международная инициатива IQUAL / Д.В. Маслов, // Сб. докл. междунар. конф. «Эффективность и качество государственного и муниципального управления».– Иваново: Правительство Ивановской области. 2010. 29 апреля. — С. 14-17.
  • Модель CAF: европейский подход к улучшению качества государственного и муниципального управления / Д.В. Маслов, Ю.В. Вылгина // Менеджмент сегодня.  2010. №4. — С. 242-251.
  • Модель эффективного менеджмента для муниципалитетов / Д.В. Маслов // Глава местной администрации.  2011. №5. — С. 39-41.
  • Полиция Словении: от этики и порядочности к качеству  / Ф. Виртич, Д.В. Маслов // Менеджмент качества.  2014. №3. — С. 194-203.
  • Качество государственного управления: Модель CAF и участие персонала в принятии решений / Н. Тийес, Д.В. Маслов // Менеджмент сегодня.  2014. №6. — С. 362-376.
  • CAF — совершенствование организаций публичного сектора через самооценку / Д.В. Маслов // Менеджмент качества.  2015. №1. — С. 18-27.
  • Модель CAF — «Возможности» / Д.В. Маслов // Менеджмент качества. 2015. №2. — С. 130-147.

Переводы


Авторские свидетельства на регистрацию разработок

Св-во CAF_Kazan Rodniki-CAF


AM1 предлагает:

— консультационную и методологическую поддержку организаций, применяющих модель CAF, сопровождение процессов внедрения CAF: проведение самооценки, формирование отчета по самооценке, внешняя оценка; обмен лучшими практиками;

— образовательные семинары по методологии CAF, встречи с экспертами и практикам CAF в России и за рубежом;

— организацию информационных и обучающих мероприятий совместно с ресурсным центром CAF Европейского института государственного управления EIPA;

— визиты по обмену лучшими практикам в организации, применяющие CAF в странах Европы.